Афера по-стартапски

IT-speaker поднял важную проблему - ответственность стартапов и лиц, привлекающих инвестиции

Полная статья по ссылке - тут

Привожу текст:

 

Афера по-стартапски
Наташа Аксенова
13:21 / 30 июня 2023

Стартап IRL (аналог китайского мессенджера WeChat) с оценочной стоимостью $1,2 млрд закрывается, так как 95% его пользователей оказались фейками. И это далеко не единственный случай, когда многообещающий проект обманывал инвесторов на миллионы и миллиарды долларов, демонстрируя фальшивые показатели. IT Speaker спросил у экспертов в области права и российских инвесторов, какие надежные инструменты проверки стартапов существуют.


Стартапы-единороги наставляют рога


Около двух лет назад приложение для обмена сообщениями IRL привлекло $170 млн при оценке $1,2 млрд. Финальный раунд финансирования возглавил SoftBank Vision Fund 2. За все время существования IRL успел собрать около $200 млн от разных инвесторов. Основатель Авраам Шафи позиционировал проект как ведущую соцсеть, которая поможет в организации мероприятий. Однако сотрудники, а затем Комиссия по ценным бумагам и биржам США усомнились в реальности 20 млн активных пользователей. Расследование показало, что 95% пользователей были ботами. Теперь компании придется вернуть капитал акционерам.
Последнее время количество громких дел о разоблачении стартапов-мошенников растет, многие из них заканчиваются судами и тюремными заключениями. Весной стало известно, что основательницу Theranos Элизабет Холмс, приговоренную к 11 годам лишения свободы за мошенничество, отправят отбывать наказание в тюрьму в Техасе.
Бизнесвумен основала компанию в 2003 году, а спустя 9 лет объявила о создании новаторского медицинского устройства для анализов. Предполагалось, что для его работы потребуется всего несколько капель крови. Однако клиенты стали массово жаловаться на ошибки устройства. Проверки показали, что вся технология проведения анализа крови была поддельной.


Еще один стартап-авантюрист, получивший рыночную оценку более $5,5 млрд, – Outcome Health. Миллиардер и соучредитель стартапа по рекламному ПО Риши Шах начал реализовывать беспроигрышную бизнес-модель в 2006 году: он размещал в кабинетах врачей и комнатах ожидания экраны, транслирующие рекламу. В 2017 году журналисты обнаружили мошеннические транзакции компании. Основателям предъявили обвинения в банковском мошенничестве за продажу фармацевтическим компаниям рекламного пространства на большем количестве экранов, чем было установлено. Теперь Шаху и его коллегам грозит тюремное заключение на долгие годы.
Другой эпичный пример бизнес-мошенничества – стартап Frank, помогающий студентам в получении кредитов на образование. В 2021 году его основательница Чарли Джевис продала проект банку JP Morgan Chase за $175 млн. В документах утверждалось, что аккаунты на платформе создали 4,25 млн студентов. Однако база оказалась фейковой, и число пользователей не превышало и 300 тысяч. В январе 2023 года банк обвинил женщину в мошенничестве и подал иск в суд.
Размышляя о находчивости мошенников, остается множество вопросов о тщательности и корректности проверок стартапов. Главные из них – как инвесторы проводят due diligence (процедуру оценки компании) и какие инструменты используют, чтобы защитить себя от недобросовестных предпринимателей.

На что смотрят инвесторы

По словам управляющего директора AM Capital Алексея Мурашева, первое, на что обращают внимание инвесторы, – концепция. Предприниматели должны четко транслировать, как ноу-хау может усовершенствовать мир. Во-вторых, инвесторы изучают бэкграунд основателей компании – их реализованные проекты, репутацию и экзиты (продажа доли в компании).
«Если у основателя до этого было 10-20 успешных стартапов, и больше половины из них он смог либо успешно продать, либо довести до IPO (первое публичное предложение – прим. IT Speaker), то повышаются шансы привлечь деньги инвесторов», – размышляет эксперт.
Он считает, что дополнительную силу проекту могут придать и другие бизнес-ангелы, вошедшие в проект, – крупный фонд, синдикат или же десятки отдельных небольших или средних инвесторов.
По опыту Мурашева, фаундерам-ноунеймам чаще приходится полагаться лишь на свой капитал и доказывать успех цифрами. Если проект привлекает деньги в первый раз, это будет отталкивать потенциальных инвесторов.
Еще один фактор, на который обращают внимание, – соцсети и СМИ. Для инвесторов важно наличие комьюнити вокруг стартапа, развитые соцсети, а также публикации в медиа.

Соучредитель группы компаний ITGLOBAL.COM Александр Стародубцев рассказал, что инвесторы оценивают огромное количество факторов, чтобы определить потенциальную прибыльность и рост стартапа.
Во-первых, по его словам, оценивается, величина потенциального рынка продукта или услуги стартапа, есть ли потенциал для роста. Во-вторых, интересует бизнес-модель, ее масштабы и стратегия выхода на рынок. Кроме того, инвесторы изучают, какую проблему решает продукт или услуга стартапа, есть ли у команды менеджеров опыт работы в отрасли или создании успешного бизнеса. Важную роль играют финансовые показатели, обоснование прогнозов и юнит-экономика продукции (сколько бизнес заработает или потеряет на одной единице товара или услуги). Инвесторы также обращают внимание на конкурентный ландшафт.


Инструменты проверки стартапа


Как отметил Александр Стародубцев из ITGLOBAL.COM, технологическая проверка и подтверждение зависят от специфики стартапа. Однако можно выделить часто используемые инструменты и методы:
• Google Analytics или аналогичные инструменты для отслеживания и анализа веб-трафика.
• Опросы и интервью с клиентами: прямой разговор с клиентами стартапа может дать ценные сведения.
• Доказательства жизнеспособности концепции или пилотные проекты.
«Для B2B-стартапов выполнение пилотного проекта с потенциальным клиентом может продемонстрировать обоснованность ценностного предложения стартапа», – объясняет собеседник IT Speaker.
• Услуги по проверке третьих сторон. Такие компании, как Neustar, Integral Ad Science или White Ops могут предоставить услуги по обнаружению ботов и проверке трафика.
• Глубокая проверка пакетов (DPI) для более детального анализа сетевого трафика, определения типов используемых приложений, мест и устройств, с которых осуществляется доступ. Данные API (описание способов взаимодействия систем друг с другом – прим. IT Speaker).
• Если стартап предлагает свои услуги через него, статистика операций и журналы могут дать представление о реальных моделях использования. Для стартапов, работающих в сфере блокчейна, существуют такие инструменты, как Etherscan, Chainalysis и Elliptic, позволяющие проверить транзакции и взаимодействие с продуктом.


Стародубцев пояснил, что выбор инструментов и методов во многом зависит от типа стартапа и конкретного контекста инвестиционного решения. Он подчеркнул, что эти инструменты могут предоставить ценные данные и общее понимание, однако не заменяют процесс due diligence. Эксперт рекомендует использовать их в сочетании с тщательным изучением фундаментальных характеристик бизнеса.
В некоторых случаях инвесторы проверяют и пользовательскую базу соцсетей проекта. Как рассказал Алексей Мурашев из AM Capital, их компания проверяет накрученность ботов в Telegram через TGStat или «Телеметр».
Он отметил, что важно иметь возможность общения с собственником напрямую – задавать вопросы и анализировать ответы. Если у стартапа есть продукт, то бизнесмен советует инвесторам тестировать его и сравнивать с продуктами конкурентов.


Что говорит закон


По российскому законодательству, при обмане инвесторов стартапу, а точнее тем лицам, кто его представляет, привлекает инвесторов, собирает деньги, грозит гражданско-правовая ответственность в виде взыскания в суде убытков или возврата неосновательного обогащения, объяснила адвокат Татьяна Кархалева. Также, по ее словам, возможна административная ответственность: например, за недостоверную рекламу. Может грозить и уголовная – за мошенничество.
Руководитель венчурной практики ASB Consulting Group Екатерина Захарова пояснила, что нивелировать риски на 100% невозможно. Однако откровенная подделка документов для стартапа – это путь в никуда.
«В основном наши клиенты инвестируют в deep-tech проекты (предлагающие глобальные технологические решения и требующие крупных вложений – прим. IT Speaker), в которых есть большая технологическая составляющая и понятные показатели. В ИТ-проектах своя специфика и метрики, которые легко приукрасить, а проверить такие показали проблематично», – поделилась эксперт.
По ее мнению, обманы происходят нечасто, но почти всегда с публичной оглаской. В документах по сделке инвесторы защищаются от рисков, связанных с недостоверностью предоставленных данных, через заверения об обстоятельствах и штрафные выплаты, которые можно взыскать в судебном порядке. Но основной механизм воздействия – это потеря репутации.

 

 

 

 

ЧАТ